Изучаем Scratch - Справка по разделу "Движение" - Что такое координаты, оси координат, как задать точку

Справка по разделу Scratch 2

справка по разделу Координаты и Градусы в Скрэтч

Координаты. Направление движения.

Посмотри внимательно на сцену. Тебе необходимо понять и по возможности запомнить несколько важных определений, которые необходимы для использования во всех твоих дальнейших программах - и не только при работе в Скрэтч. Мы познакомимся со следующими понятиями : Координаты точки X и Y, Градусы и направления.

Начало координат. Оси координат.

Тебе наверняка уже знакомо слово "координаты". Если в школе вы пока не изучали координаты, то внимательно прочти эту справку.

Координаты очень важная и полезная вещь. Например, они используются в GPS навигации при задании маршрута движения машины : чтобы навигатор мог точно определить путь следования машины и подсказать водителю, куда ему ехать. Навигация невозможна без координат. Чтобы самолёт мог точно сесть на посадочную полосу в автоматическом режиме, чтобы инженер мог точно рассчитать размеры здания, толщину труб, чтобы Джек Воробей мог найти сокровища и многое многое другое, нужны координаты. Так что же это за таинственные и важные незнакомки, эти координаты?

Возьми чистый лист бумаги, линейку (желательно, прямоугольный угольник) и карандаш. (Наверное, ты уже знаешь, что линейка - это специальный инструмент, на котором проставлены чёрточки- деления- миллиметры и сантиметры. Они нужны для того, чтобы узнать точное расстояние до предмета или размер предмета. Линейкой ты можешь измерить размер предмета, а также как далеко находится от тебя предмет. По линейке ты можешь проводить красивые ровные линии.)
проведи линию по линейке
Нарисуй точку посередине листа. Из этой точки нарисуй прямую линию так, чтобы она шла через точку снизу вверх, как на рисунке. Теперь приложи угольник и проведи ещё одну прямую линию так, чтобы эта линия шла перпендикулярно первой нарисованной тобой линии.
perpendicular lines перпендикулярные прямые схема

В центре, то есть в точке, в которой пересекаются твои две линии, находится Ноль 0 - начало отсчёта. Отметь эту точку знаком "0".
Нарисованные тобой линии называются оси координат.
Одна из осей, которая идёт вдоль линии горизонта (горизонтальная линия), будет называться ось Х (читается "ось икс").
А вторая ось, та, которая идёт прямо вверх из начала координат (из точки 0) - называется ось У (читается "ось игрек").

Отметь стрелками на осях Х и У положительное направление отсчёта "+" : поставь плюс вверху и справа.


Координаты точки.

Ты уже знаешь, что точка 0 это точка начала отсчёта положения объекта, и эта точка называется "Начало координат". Но как в числах задать положение любого объекта в системе координат или как по координате определить, где находится объект?

координаты в скрэтч

Положение любого объекта на плоскости (в твоём случае это лист бумаги или сцена, где движется спрайт) задаётся двумя координатами - координатой Х и координатой У. Координаты - это измеренное, заданное в числах положение точки в системе координат.
У каждой точки есть две координаты : икс (пишется как русская буква Х, читается "икс") и игрек (пишется как русская буква У, читается как "игрек").

На листке бумаги, где нарисованы твои оси координат и отмечена точка 0, отметь в любой части листа небольшой кружок.
Отмерь от точки 0 вправо и вверх от нуля по одному сантиметру и обозначь деления цифрой 1.
Теперь отмерь по сантиметру вниз и влево и обозначь деления -1. Пронумеруй деления дальше по оси Х и оси У : 2,3,4,5,... и в отрицательном направлении : -2,-3,-4,-5,...

Например, координаты точки икс=13, игрек=15 (x=13,y=15). Для того, чтобы определить, где находится эта точка, нужно взять линейку и отмерить по оси Х от точки ноль 13 делений (13 сантиметров), а по оси У от точки ноль - 15 делений (15 сантиметров).


Координаты центра спрайта-мяча равны х=60,у=-31. Координаты курсора (указателя мыши) показаны внизу сцены, справа : х=70, у=-10. Не путайте координаты курсора и координаты центра спрайта!


Мы отмечаем "минус один", для того, чтобы обозначить отрицательное направление движения от начала, или движение назад. А если координата положительная, то считается, что перед ней стоит знак "плюс", но его не пишут.
В математике неудобно всё время говорить "вверх" или "влево", "вниз", "вправо". Поэтому математики предпочитают пользоваться значками.
Например, если нарисованный тобой кружок движется из начала координат вверх, то мы говорим : координата У увеличивается. Если кружок движется вниз, то мы говорим "координата У уменьшается".

Точно также, если твой кружок движется вправо из начала координат (точки 0), то есть в положительном направлении (в сторону увеличения делений на оси координат х), то координата Х увеличивается. А если кружок движется в обратном направлении, то есть в сторону, обратную стрелке - то его координата Х уменьшается.

Обрати внимание : координаты на сцене отсчитываются от центра спрайта! (на рисунке это центр мяча)

Градусы и направления.

Ещё одна важная вещь, которую тебе нужно знать - это измерения в градусах. Если у тебя ещё нет геометрии в школе и вам пока не объясняли, что такое транспортир, то внимательно изучи эту справку.

С линейкой нам всё понятно - она прямая, на ней проставлены чёрточки-деления в миллиметрах и сантиметрах (на линейке обозначены цифрами именно сантиметры, а миллиметры это самые малюсенькие деления). Как ты помнишь или можешь посчитать самостоятельно, в одном сантиметре 10 миллиметров. (также есть линейки, на которых указаны дюймы - ими чаще пользуются в Америке, а в Европе и России принято пользоваться сантиметрами и метрами).

На рисунке ты видишь прибор - транспортир. С виду он чем-то похож на линейку, только он.. круглый. Им и измеряют углы.

Транспортир обыкновенный
Прибор для измерения углов - транспортир. Каждое маленькое деление на нём равно одному градусу (один градус обозначается 1°)

Как ты видишь, тут тоже есть маленькие чёрточки- деления. Делений всего 180. Наверху указана цифра 90 - это "90 градусов". Слева на этом траспортире (на других транспортирах он может быть и справа) указан ноль - это "0 градусов", а справа "180 градусов". Полный круг это 360 градусов. Градусы обозначаются специальным значком - маленьким кружком, который пишется вверху цифры : 90°.

В Скрэтч ты будешь работать с углами поворота спрайта. Угол поворота - это величина, на которую поворачивается твой спрайт - по часовой стрелке или против часовой стрелки. Направление угла поворота указано стрелочкой на блоке, чтобы тебе было понятно :
Блоки угла поворота спрайта
Блоки угла поворота спрайта. Попробуй изменять значение угла поворота : 45, 60, 90, 120 градусов.

Как измерять углы?

Сейчас мы научимся измерять углы самостоятельно.
Снова возьми лист бумаги и линейку. Проведи горизонтальную линию :

Измерение угла траспортиром
Проведи по линейке горизонтальную прямую линию.

Теперь нужно провести ещё одну линию, пересекающую первую линию :
Измерение угла траспортиром
После того, как ты проведешь вторую линию, у тебя получится всего 4 угла. Углы - это то, что находится между прямыми линиями.

Углы бывают острые и тупые. Если ты возьмешь и разрежешь лист бумаги по прямым линиям, которые тобой нарисованы, то у тебя получится четыре кусочка. У двух кусочков угол (то есть то, что находилось на рисунке между прямыми линиями) острый. Он так и называется "острый угол". А у двух других кусочков угол широкий, развёрнутый. Такой угол называется "тупой угол". В случае, если у всех кусочков угол одинаковый, то такой угол будет называться "прямой угол" (и он равен 90°).
Теперь ты можешь измерить точно каждый получившийся угол. Мы измерим сейчас угол 1. Приложи транспортир точно по горизонтальной линии, так, чтобы его серединка приходилась на точку пересечения проведенных тобой прямых линий.
Измерение угла траспортиром
Приложи транспортир и посмотри на шкалу. Острый угол всегда меньше 90° - на твоём рисунке, угол равен 50 градусов (50°).

Считаете этот материал полезным? Поделитесь им с друзьями!

 
   
Hosted by uCoz