Памятка родителям
Главная страница arrow Памятка родителям

Основное и дополнительное образование в России

Как мы смотрим на будущее наших детей

Часто в разговорах с родителями от них я слышу откровенное мнение о том, что "в России для их детей достойное будущее не предвидится", поэтому они бы "направили все свои усилия на подготовку специалиста, который сможет в будущем легко уехать работать куда-то зарубеж."

Это всё звучит очень грустно.
Всем нашим обеспокоенным родителям, даже самым пессимистически настроенным, наслушившимся и насмотревшимся ужасов СМИ, желательно для начала успокоиться и хотя бы на время поверить в светлое и хорошее.
Сделать это нужно не для целей самообмана, а потому, что ребенок, наблюдая депрессивный настрой родителя, перенимает этот настрой.

В результате такого отношения перспективам в будущем, у нас растет целое поколение людей, которые не верят в хорошее будущее.
Это скверно. Ни к чему хорошему постоянное нахождение в атмосфере негативных мыслей не приведет.
Настрой родителей будет неминуемо отражаться и на состоянии, поведении и результатах учебы наших детей.
И ни на какие высокие результаты рассчитывать в таких условиях нереально.

Поверить в хорошее - это первый шаг.

Но пусть даже вы решили, что ребенок должен уехать работать в другую страну, "более перспективную".
Для того, чтобы подготовить его, дать ему образование, которое будет востребовано, кроме иностранных языков и прежде всего, в нем надо развивать научное мышление.

Изучению иностранных языков в наше время отводится незаслуженно почетное место.
Принято считать, что иностранные языки можно учить только в детстве, а дальше "память не работает". Это полнейшее заблуждение : например, английский я начала самостоятельно учить, когда мне было 16 лет, а китайским занялась позже, в 20 лет. Никаких сложностей, кроме бесконечной борьбы с ленью, я в этом смысле не вижу.

Сам иностранный язык для специалиста, не имеющего прочного научного фундамента знаний, не представляет никакой пользы.
Если вы мечтаете о работе ребенка заграницей как инженера или научного работника, думать надо прежде всего не о иностранном языке, а о том, чтобы развивать в ребенке соответствующие интересы, а не пичкать его пятью иностранными языками. Сейчас какая-то патологическая мода на "раннее развитие" и "гениальных детей". Если вспомнить историю, то никого один из тех, кто принес человечеству важные научные открытия, не пичкали "ранним развитием". Дети просто проявляли свои склонности, а у кого-то талант проявился в более зрелом возрасте. Но чтобы он проявился, детей надо прекратить клевать, гнобить, бесконечно требовать отличных результатов, запугивать, унижать, спекулировать, требовать "быть как все".

А зачем вообще учить ребенка программированию в раннем возрасте?


У нас есть в России своя связанная с образовательными инициативами специфика.
Иностранные специалисты приводят множество доводов, почему детей надо обучать программированию на Scratch.
Среди этих доводов приводятся и более активное использование математического аппарата, то есть визуализация математических навыков через выполнение задач программирования мультимедия приложений Scratch; это и выработка навыков работы в команде; это борьба с комплексами и неуверенностью, когда ты выставляешь свои работы на всеобщее обозрение и должен учиться быть готовым выслушать критику, равно как и похвалу.
Всё это, конечно, в определенной степени готовит ребенка к решению уже взрослых задач, не говоря уже о собственно получению более широких навыков в решении собственно связанных с применением компьютера задач.
С чем бы я сравнила Scrath? Scratch - это притворяющийся игрушкой, красивый разноцветный мощнейший инструмент. Он напоминает мне машинку Бамблби из Трансформеров : с виду старенькая спортивная машинка, а внутри - суперфункционал! Для ребенка это именно так, Scratch действительно очень многое может.
И он открывает более широкую дорогу в мир познания техники. Ведь в Scratch тажке предусмотрена работа со внешним оборудованием, помимо камеры и микрофона - это набор PicoCricket, собранными моделями или отдельными деталями которого можно управлять через Scratch. Это уже совсем взрослая электроника, но в великолепной, удобной, познавательной форме!
Всё это делает Scratch и PicoCricket настоящим подарком для подрастающего поколения. У нас в России производители и разработчики детской продукции любят слово "развивающий", "умные игрушки". Но сколько их реально, этих "умных игрушек", и так ли они "умны"? А главное, какая от них польза ребенку?

Можно до потери пульса спорить о том, что гаечный ключ, отвертка и кусок деревяшки не менее "развивающие" для ребенка. Может быть, так оно и есть для каких-то малоразвитых стран. Но мы - наследники космической супердержавы! Мы просто не имеем права забывать об этом.
Пусть у наших детей будут игры, соответствующие уровню технологического прогресса, даже если мы не принимали непосредственного участия в создании этих игр. Пусть дети создают сами, пусть дети смело создают, пусть они творят!
Давайте смотреть в лицо правде : на дворе 21 век. Войдем ли мы в него как тупые потребители, или мы сможем переломить свой неуёмный снобизм и адаптироваться к знаниям, полученным в период, пока мы рефлексировали на тему утраты "советской системы образования" - это зависит от нас.
Ничего более стоящего среди технически развивающих решений для детей младшего школьного возраста, чем Scratch и PicoCricket, я пока не встречала.

Общие рекомендации

Поощряйте всесторонние интересы у своего ребенка. Пусть одна только математика или биология не будет его единственным занятием. Гармонично развивающийся ребенок должен заниматься и музыкой, и рисованием или лепкой, и спортом - обязательно, хотя бы каким-то подвижным спортом! И совсем не обязательно для этого записывать его во все секции и кружки, которые вы найдете поблизости. Музыкой можно заниматься спокойной и дома, благо, самоучителей сегодня предостаточно, только руку протяни, а спортом может быть футбол с ребятами-одноклассниками. Без спорта ваш ребенок рискует вырасти чахлым сколиотиком, придется потом к врачу обращаться исправлять.

Телевизор и интернет, компьютерные игры : не рекомендую категорически, разве что мы смотрим только "Спокойной ночи, малыши" с Хрюшей. Интернет : строго ограничьте список сайтов, которые посещает ребенок, ограничьтесь только проверенными вами лично сайтами. Установите себе блокиратор рекламы в браузер, сделаейте настройки брандмауэра Windows подходящими для просмотра детьми. Как это сделать, описано на многих сайтах.
Что касается игр, то, если ребенок всё равно тянется, то запрещать, наверное, не следует, но строго лимитируйте время, которое ребенок проводит перед экраном. Детям зачастю покупают жестокие бессмысленные игры, в которых надо бегать и кого-то убивать. Если вы считаете, что не купив модную приставку ребенку, вы создаете комплекс неполноценности, это, конечно, ваше личное дело. Именно на провоцировании таких мыслей и строятся все современные технологические корпорации - стимулировать бесконтрольное потребление. Все школьники уже к 1 классу школы увешаны айподами и иксбоксами, как новогодняя елка. А в голове пустота.

Отказавшись от идиотских видеоигр для вашего ребенка, вы проявляете настоящую любовь и заботу. Любить по-настоящему куда сложнее, чем просто пойти и купить игровую приставку - "на тебе, сиди играй, только не мешай". Найдите ему подходящее толковое занятие, в согласии с его интересом, и в будущем он скажет вам спасибо!

Не стесняйтесь учиться чему-то новому вместе с ребенком. Если же у вас нет совсем ни минутки, чтобы посмотреть, как он создает свои программы, то хотя бы похвалите его, даже если вы ничего не поняли. Но раз вы уже успели дочитать до этой строки, то вам явно не всё равно!

Не стесняйтесь учиться и учить. И не бойтесь быть оптимистами! Результаты не заставят себя ждать, уверяю.

Извините, если тон моего послания показался вам черезчур назидательным. Мне хочется поделиться самым лучшим - в том числе, имеющимся у меня опытом.

Быть хорошим родителем - это очень тяжелый труд. Я не считаю себя хорошим родителем. Но всегда есть, к чему стремиться, правда же. Удачи вам!

 
   
Hosted by uCoz